Одаренные дети. Уроки австралийской школы

Что такое Всероссийская олимпиада школьников

Всероссийский конкурс "Живая классика"

Всероссийская школьная летопись

Австралия

image0021.jpg

Интересен опыт Австралии по совместной деятельности правительства, научных учреждений и школ в работе с одаренными детьми. В недавнем прошлом в Австралии, как и в России, основное внимание было сфокусировано на среднем и старшем школьном возрасте. Считалось, что природный ум гарантирует успех одаренному ребенку в первые годы обучения.  

Бейкер Колледж - независимая частная школа, в которой учатся дети с 3-го по 12-й класс. Особенностью этой школы является стремление к интеграции усилий специалистов высшей школы, учителей и родителей. Так, в Бейкер Колледже были организованы первые творческие мастерские для учителей и межшкольных кластер-групп для учащихся начальной школы.
На заседаниях творческих мастерских обсуждались такие проблемы:
- «Что отличает одаренного ребенка?»;
- «Программа обучения»;
- «Принципы ускорения»;
- «Роль семьи»;
- «Трудности одаренного ребенка»;
- «Нравственное воспитание»;
- «Потребности одаренного ребенка»;

- «Внешняя экспертиза».

Организовывались математические и гуманитарные кластер-группы, в которых по два часа в течение пяти недель занимались дети из разных школ. Каждое прошедшее занятие обсуждалось на заседаниях творческих мастерских, что позволяло выстроить дальнейшую стратегию.
Результатом работы творческих мастерских стали образовательные проекты, в частности, государственный проект «Единорог», имеющий целью улучшение доступа к образованию для одаренных детей из бедных семей, семей иммигрантов, плохо знающих язык, для детей с ограниченными возможностями путем создания маленьких межшкольных групп «Завиток», где преподаватели работают с детьми с учетом их первоначальных знаний, индивидуальных особенностей и способов восприятия.
Работа творческих мастерских и кластер-групп имела положительный резонанс, подобные группы стали организовываться в Сиднее и за его пределами.
Проект «Выбор пути» получил государственный грант. В основе его лежит идея взаимодействия семьи, дошкольного учреждения и школы в создании определенного окружения для талантливого ребенка.
Этот проект ставит следующие задачи:
1. Выявление одаренных детей.
2. Осуществление поддержки дома.
3. Профессиональная подготовка учителя.
4. Использование теоретических разработок ученых.
Примером индивидуального подхода к обучению одаренных детей может послужить следующая педагогическая ситуация. Восьмилетний А. привлек внимание сотрудников Технологического университета Квинсленда, будучи участником программы обогащения для школьников, интересующихся математикой и естественными науками, при университете. Стать участником такой программы не просто: идет серьезный отбор - тестирование и собеседование с целью выявления детей с творческим мышлением, способностями к пространственному мышлению, математике и естественным наукам.
С раннего детства А. демонстрировал особые способности и интерес к чтению, математическим задачам, языкам, музыке. Его рисунки были всегда детально прорисованы, с хорошим чувством пространства, интуитивным пониманием геометрии. А. без труда читал план дома и хорошо ориентировался в выборе направления. Учитель отмечал, что ребенок получает удовольствие от описания своих рисунков, обсуждения философских вопросов, принимает самое активное участие в дискуссиях и инициирует их, стараясь разобраться глубже в обсуждаемой проблеме.

costello_flag_wideweb_430x286.jpg

Научившись играть в шахматы в возрасте четырех лет, через шесть месяцев А. обыграл компьютер. Ребенка отличала зрелость активного словарного запаса. Столкнувшись с трудной задачей, он становился предельно сосредоточенным. Однако А. не справлялся с обычными школьными заданиями, часто не заканчивал начатую работу, если она была рутинной и не вызывала интереса. Его ошибки в математике были вызваны не математической некомпетентностью, а стилем работы. Мальчик невнимательно читал задание и писал то, что, как он считал, должно быть, а не то, что было в действительности. В классе А. часто скучал или был неуправляем и находился в рискованной ситуации оказаться неуспевающим. А. был достаточно типичным ребенком с сильным интересом в определенных областях, большой базой знаний и с проблемами.
Задача учителей и руководителей программы обогащения состояла е том, чтобы выделить детей, подобных А., и стимулировать развитие их способностей и таланта. Программа обогащения предполагала проведение в течение 10 недель 90-минутных занятий кластер-группы для одаренных детей 5-8 лет. Упор делался на расширение интересов детей в области математики и естественных наук, развитие коммуникабельности и социального поведения, помощь в обретении самостоятельности в учении и решении различных проблем.
А. очень понравились занятия по программе обогащения. Он много и заинтересованно работал, часто продолжая незаконченное дома. Его интересовали химия, анатомия, полеты, парашюты, автотранспорт и т.д. А. получал удовольствие, принимая участие в дискуссиях. Было очевидно, что новое окружение явилось мотивом для него и позволило работать на продвинутом уровне. Изменилось и его поведение в школе. Он стал чаще принимать участие в необходимой, но рутинной работе, стал менее агрессивен по отношению к сверстникам. Он делился своим опытом с одноклассниками и демонстрировал им результаты своей деятельности. Через 12 месяцев после окончания программы обогащения А. проходил обследование и интервьюирование. В этой работе помимо педагогов университета, проводивших программу, принимали участие родители А., его школьные учителя. А. прошел различные тестирования и интервью. Все записывалось на аудио и видео, затем тщательно анализировалось, разрабатывалась стратегия для последующей работы с А. и другими одаренными детьми.
В Австралии нет понятия «воспитание», а есть понятие «pastoral care», подразумевающее заботу, внимание к индивидууму. Учитывая тот факт, что одаренные дети наиболее индивидуальны по своей психике и своему потенциалу, чувствительны к несправедливости и непостоянству в действиях взрослых, к ним нежелательно применять методы воспитания и обучения, рассчитанные на группы людей. Отношение к этим детям должно быть очень бережным.

В 80-е годы австралийские исследователи заинтересовались соотношением между нравственным потенциалом ребенка и одаренностью. До этого времени нравственное воспитание не находилось в фокусе пристального внимания школьного куррикулума (учебный план, программа), так как ассоциировалось с религиозным, играющим второстепенную роль в школьной жизни. Но нравственное воспитание помогает людям находить свою идентичность и место в мире, опыт в отношениях с другими людьми и жизненно необходимо для всех детей, но особенно для детей одаренных. Если для обычного ребенка нормы нравственности являются естественными и, как правило, не требуют логического обоснования, то для талантливых детей эти нормы нуждаются в логическом обосновании; такие дети гораздо болезненнее переживают отступление от них.
Проблема нравственности для одаренных людей - очень сложная, требующая специального изучения независимо от принадлежности к той или иной стране. Австралийские ученые видят свою задачу в нравственном совершенствовании одаренных детей, в необходимости развивать у них качества руководителя, так как современный мир остро нуждается в лидерах с высоким уровнем нравственности. Одаренный ребенок - это не только гордость родителей, это интеллектуальный потенциал государства.

University_of_Adelaide.jpg

 

Зарубежный опыт работы с одаренными детьми 1 - 1 из 1
Начало | Пред. | 1 | След. | Конец Все

Календарь мероприятий

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1


Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Яндекс.Метрика
© Государственное автономное образовательное учреждение «Архангельский областной институт открытого образования»