Опыт работы с одаренными детьми в Великобритании

Что такое Всероссийская олимпиада школьников

Всероссийский конкурс "Живая классика"

Всероссийская школьная летопись

Великобритания

ardmore_brighton_main.jpg

На современном этапе развития науки одарённость понимается педагогами-исследователями преимущественно как «потенциал к достижениям на чрезвычайно высоком уровне по сравнению с другими людьми данного возраста, обучения и социального окружения». Одаренными и талантливыми детьми называют тех, которые, по оценке опытных специалистов, в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения. Перспективы развития таких детей определяются «уровнем их достижений и потенциальными возможностями в одной или нескольких сферах: интеллектуальной, академических достижений, творческого или продуктивного мышления, общения и лидерства, художественной и психомоторной деятельности».
В Великобритании накоплен богатый практический опыт работы с одаренными детьми, в которой принимают участие Министерство образования Великобритании, многие университеты и колледжи, общественные организации. В стране функционирует Национальная Ассоциация содействия одаренным детям, с 1982 года выпускается специальный журнал «Обучение одаренных в мире» (Gifted Educational International).
В английской педагогике особо выделяется такой вид одаренности, как творческая одаренность (или творческое продуктивное мышление). Британские специалисты полагают, что «творчество (креативность) является важным элементом всех видов одаренности, и они не могут быть представлены отдельно от творческого компонента».
В школах Англии существует дифференциация обучения двух видов: внутренняя и внешняя. При грамотном сочетании они обеспечивают высокую эффективность учебного процесса. Внешняя дифференциация выражается в разнообразии специфических форм организации учебного процесса, основными их которых являются:
1. Распределение учащихся по потокам по уровням их способностей на основе результатов тестов, собеседований.
2. Распределение учащихся на определенном этапе обучения по их склонностям к тому или иному циклу учебных дисциплин. Внутри таких групп может существовать распределение обучающихся оп-ределенного уровня способностей по более мелким временным группам для совместного изучения той или иной дисциплины.
3. Обучение в группах «смешанных» способностей.
Сущность внутренней дифференциации заключается в том, что учащиеся в соответствии с преобладающими у них способами познавательной деятельности и на основании академических успехов по отдельным дисциплинам могут быть объединены во временные учебные группы.
Анализ проведения внешней и внутренней дифференциации показывает, что она может способствовать усилению познавательной активности учащихся, повышает их взаимоконтроль и ответственность не только перед учителями и товарищами по учебной группе, но и перед всеми одноклассниками, позволяет варьировать самостоятельную работу с элементами взаимообучения. При такой организации учебного процесса работа учителя направлена на творческую поддержку учащихся. Он поощряет общение и взаимодействие, особенно в форме совместных исследований, дискуссий, обмена опытом. От ученика же требуется интеллектуальная работа, где каждый может проявить свои индивидуальные способности.
С целью обеспечения учебных потребностей одаренных детей используются следующие формы обучения:
«Бендинг» (banding - деление на ленты, полосы). Эта форма основана на распределении всех учащихся данной возрастной группы в зависимости от уровня интеллекта на три широкие «полосы».
После окончания начальной школы 25 % учащихся переводятся в верхнюю полосу (top band), 50 % в среднюю полосу (middle band) и 25 % в нижнюю полосу (bottom band). С одной стороны, это шаг к лучшему обеспечению учебных потребностей всех учащихся, но, с другой стороны, обучение в полосе ориентируется на среднего учащегося, а потребности высокоодаренных детей, которых всего 2-3 % в возрастной группе, удовлетворяются не полностью. Исследования ученых показали отрицательное влияние этого вида группирования в социальном плане, так как его следствием является «навешивание ярлыков», играющее в определенной степени роль «самоподтверждающего пророчества», когда дети более высокого уровня способностей, помещенные в не соответствующую их способностям группу, учатся хуже, чем действительно могут. Перевод учащихся в другую группу встречается довольно редко.
1. «Стриминг» (streaming - деление на потоки) - метод группирования по способностям, при котором образуется много разных потоков, что создает возможность делать группы более однородными, чем при делении на «полосы».
«Стриминг» начинает применяться в средней школе на втором-третьем году обучения. Считается, что здесь меньше «навешивания ярлыков», так как нет жесткого деления на три группы. Однако одаренные дети не всегда могут найти место в этой системе, поэтому в отдельных школах для них создаются специальные потоки (express stream), где вводятся дополнительные предметы, тем самым обеспечивается более высокий темп обучения.
2. «Сеттинг» (setting - деление на сеты, группы) предполагает группировку детей в процессе обучения по отдельным предметам на основе успеваемости. Один и тот же учащийся может быть в первом сете по естествознанию и в последнем - по математике.
Педагоги считают, что «сеттинг» имеет значительные преимущества по сравнению с другими организационными формами обучения.
Во-первых, занятия с однородным по составу классом позволяют учителю определять содержание, формы и методы обучения, согласно уровням способностей учащихся, соизмерять степень сложности учебного материала с уровнем подготовки каждого школьника. Это в значительной степени способствует повышению мотивации к обучению и росту показателей успеваемости.
Во-вторых, однородный состав учащихся стимулирует каждого из них к повышению индивидуальных показателей успеваемости, дает возможность сравнивать свои собственные успехи с успехами столь же способных школьников.
В-третьих, одаренные дети, способности которых проявляются не во всех предметах, имеют условия для развития своего потенциала. Эта форма обучения является более справедливой в социальном плане, поскольку основана на различии интеллектуальных возможностей.
«Сеттинг» является наиболее гибкой формой обучения, поскольку по результатам успеваемости в конце триместра учащийся может быть переведен в другой сет. Таким образом, меньше возможности образования жестких рамок обучения, когда определение способностей в раннем возрасте (а тестирование начинается в 7 лет) может привести одаренных детей из семей с низким социально-экономическим статусом на уровни для менее способных.
«Сеттинг» дает возможность раскрытия способностей всех детей, кроме того, продолжает сохраняться коллектив класса, так как на некоторых уроках учащиеся работают в группах «смешанных способностей». Основным направлением повышения эффективности обучения в таких группах является применение различных средств индивидуального обучения, а также работа в группе бригады учителей.
 Широко применяется план индивидуализированного обучения по математике «SMILE» (Secondary Mathematics Individualised Learning Experiment). Эта система была создана, чтобы предоставить каждому учащемуся возможность добиваться максимальных результатов в соответствии со способностями в свойственном ему темпе. Каждый школьник прорабатывает в рамках программы примерно 1300 индивидуальных карт, содержащих обширный материал. На экзамене от 30 до 50% оценок исходит из уровня работы учащегося во время прохождения курса. 
К числу распространенных организационных форм и методов обучения одаренных детей относится и неградуированная школа (ungraded school) в системе альтернативного образования, которая приобрела популярность в связи с принятым в педагогике курсом на индивидуализацию обучения. Неградуированная система чаще всего применяется в первые три года обучения, хотя имеются школы, где она существует все 6 лет. Программа обучения разделена на 8-12 уровней (levels). Учащиеся занимаются самостоятельно в небольших группах, формирующихся из детей с одинаковыми способностями. К следующему уровню школьники переходят, как только закончат программу предыдущего, не ожидая других учеников. Таким образом, часть детей может завершить программу трех лет за 2 года и перейти к промежуточному циклу начальной школы (4, 5, 6-й годы обучения), в некоторых случаях также неградуированному. Для других учащихся продвижение по уровням может занять 4 года и более.
Неградуированная школа повлекла за собой многие изменения вплоть до архитектурных перемен в школьном строительстве. Сегодня в трети всех элементарных школ практикуется обучение бригадами учителей - нововведение, которое первоначально предназначалось для средней школы и породило «школу без стен». Его суть состоит в том, что двое или более учителей, работающих с детьми начальных классов, образуют бригаду во главе со старшим учителем, или бригадиром. Совместно планируя работу, они организуют ее следующим образом: часть занятий проходит в больших группах, когда собираются все учащиеся, часть - в малых (по 10-12 человек, сгруппированных по способностям). Одновременно учителя следят за самостоятельной работой детей.
В ряде школ применяется «двойной план» (dual progress plan), согласно которому учебные предметы элементарной школы делятся на две группы: «первой необходимости» и «элективные». После 3-го класса учащиеся проводят половину дня с одним учителем, изучая предметы первой группы - язык, обществоведение, физкультуру. Вторая половина дня посвящается элективным предметам, к числу которых относятся математика, естествознание, иностранный язык, искусство, музыка. Здесь каждый ученик работает по индивидуальной программе с учителями.
Педагогом S.L Berger предложены руководящие принципы, которые играют решающую роль в общении одаренного ученика с наставником:
1. Определить, в чем конкретно нуждается ученик.

2. Решить с учеником, действительно ли он нуждается в наставнике.

3. Объяснить ребенку, что взаимоотношения с наставником предполагает тесные долговременные контакты и личностный рост.
4. Выявить несколько кандидатур наставников, чтобы иметь возможность выбора.
5. Выяснить, обладает ли наставник необходимым количеством времени и заинтересован ли в проведении такого рода работы, а также согласуется ли стиль работы специалиста с тем, к чему привык ученик, готов ли он поделиться своими навыками работы.
6. Подготовить учащегося к работе с наставником, убедиться, что он понимает цель таких взаимоотношений, их пользу и, может быть, недостатки, а также осознает права и ответственность, которые они налагают.


 

Зарубежный опыт работы с одаренными детьми 1 - 1 из 1
Начало | Пред. | 1 | След. | Конец Все

Календарь мероприятий

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1


Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Яндекс.Метрика
© Государственное автономное образовательное учреждение «Архангельский областной институт открытого образования»