О системе образования одаренных детей в странах Юго-Восточной Азии

Что такое Всероссийская олимпиада школьников

Всероссийский конкурс "Живая классика"

Всероссийская школьная летопись

О системе образования одаренных детей в странах Юго-Восточной Азии

nanyang1.jpg a.aaa-Amazing-music-school-on-Chin.jpg

На сегодняшний день Юго-Восточная Азия является одним из наиболее динамично развивающихся регионов мира. Экономические успехи находящихся здесь стран очевидны.

Очень интересно, как эти несомненные успехи связаны с политикой в области образования и как они отражаются на его дальнейшем развитии. Особый интерес представляет опыт работы с одаренными детьми, который имеет серьезные национальные особенности.

 
Сингапур

images.jpeg

Сингапур своими успехами во многом обязан именно образованию, которое является в этом маленьком государстве объектом самого пристального внимания. Все малыши получают одинаковые стартовые условия. Раз в год для всех 11-12-летних учащихся проводится глобальное тестирование на IQ. 

Лучшие из лучших попадают в элитные учебные заведения. Сингапур в свое время вложил огромные средства в обучение своих граждан в лучших университетах Англии. В стране развита сеть дополнительного образования. При всех детских учреждениях работают кружки, секции, клубы по интересам. Все это позволяет добиваться небольшой стране значительных результатов в развитии одаренных школьников.

 
Республика Корея

korean_school.jpg

Свою политику в образовании Республики Корея можно сформулировать так: "Маленькая страна, окруженная четырьмя гигантами: США, Китай, Япония, Россия. Сегодня страна ввозит технологии и достигла большого успеха в их реализации, но если не научится их создавать  - у страны не будет будущего. Чтобы создавать технологии нужно много внимания уделять образованию. Значит, образование - главный приоритет".

О том, что от образования зависит твое будущее и будущее всей страны, в Корее знает каждый. Страна тратит на образование до 10% ВВП. Это один из самых высоких показателей в мире. Но и сами граждане Республики Корея не жалеют денег на образование. Заметим, что это вообще характерно для стран Юго-Восточной Азии. Детям, особенно одаренным, здесь уделяют большое внимание и стараются всячески развивать их таланты.

В числе основных направлений работы с одаренными детьми создание специальных школ и развитие системы дополнительного образования.

Создана "супершкола" для одаренных детей в городе Бусане (второй после Сеула по численности город Республики Корея, крупнейший порт и образовательный центр). Школа получила название "Bussan Science Academy", а с 2006 года - "Korean Science Academy", что подчеркивает ее национальное значение. Школа совершенно  не похожа на китайские "супершколы". Прежде всего, она не привязана жестко к университету, но сама по себе выполняет функции "детского университета". В школе отрабатываются методы обучения и работы с талантливыми учащимися. В связке со школой работает Institut For Gifted Education and Promotion, который занимается анализом работы с одаренными детьми во всем мире. 

Институт организует 4 международные программы подготовки учителей города Бусана: в США, в Израиле, в России и в Сингапуре. С точки зрения корейских ученых, опыт этих стран в работе с одаренными детьми наиболее интересен. Институт занимается повышением квалификации всех учителей города Бусан, работающих с одаренными детьми. Результаты всех курсов регулярно анализируются и публикуются в виде брошюр с фотографиями. Все участники курсов принимают участие в рефлексии. Эффективность курсов оценивается именно по результатам рефлексии учителей. 

Теперь несколько слов собственно о школе. В "Korean Scince Academy" только старшие классы. Это High School. Основное направление - математика и естественные науки. Все ученики имеют возможность проживания в школе и находятся на полном государственном обеспечении. По некоторым данным, конкурс в школу в последние годы вырос со 150 до 300 человек на одно место. Выпускники освобождены от ЕГЭ, могут поступать в любой университет без экзаменов. 

Но главное - система преподавания в школе. Преподавание ведется на английском языке, учителя приглашаются со всего Света. Оплата труда - высокая, на уровне профессорского состава университетов. Учителю поставляется любое лабораторное оборудование, что создает уникальные возможности для экспериментальной работы. Учебники, в основном, американские. Несмотря на то, что "Korean Science Academy" - молодая школа, она уже очень известна в мире, особенно в странах Азиатско-Тихоокеанского региона. Ее ученики участвуют во всех крупных конференциях исследовательских работ школьников. 

В Республике Корея введено обязательное дополнительное образование по выбору родителей и детей. Во второй половине дня дети обязаны учиться в заведениях дополнительного образования. Считается, что в этих учреждениях происходит развитие ребенка, именно здесь лучшие и необходимые условия для выявления одаренности. При этом дополнительное образование в Корее платное и осуществляется за родительские деньги.

Подводя краткий итог, заметим, что в Южной Корее работа с одаренными детьми носит характер национальной программы, которая разрабатывается региональными центрами подготовки учителей, активно взаимодействующими между собой.

 
Китай

beijing_002.jpg

Система образования в КНР, как и везде, включает начальную (1-6 класс), основную (7-9 класс) и полную (10-12 класс) среднюю школы, а также высшее и среднее специальное образование. В Китае насчитывается около миллиона учебных заведений разных ступеней и профилей. Законы Китая дают право на получение образования каждому человеку, в том числе представителям национальных меньшинств, детям, женщинам и инвалидам. 

Китайское правительство придает особое значение распространению базисного образования. После обнародования в 1986 году "Закона КНР об обязательном образовании" в большинстве районов страны было введено обязательное начальное обучение. В крупных городах и некоторых экономически развитых районах введено обязательное среднее (основное) образование первой ступени. Приблизительно 73% подростков поступают в среднюю школу первой ступени, а 44,1% ее выпускников продолжают свое дальнейшее образование. 

Одаренные дети и молодые люди в Китае, как правило, пользуются различными льготами при продвижении по образовательной "лестнице" - к их услугам государственные стипендии, субсидии предприятий, организаций и т.п.

В Китае нет специальных школ для одаренных детей, однако широко используются те возможности, которые открывает для средней школы близость университетских центров. При каждом университете существуют школы, обеспеченные университетскими кадрами и дающие образование повышенного уровня.

Кроме того в Китае создана иеархическая система школ: во всех провинциях, городах выделяется несколько лучших школ, среди них самая лучшая - "супершкола". Эти образовательные учреждения (их несколько на весь Китай) получают наибольшую государственную поддержку и, главное, - право конкурсного отбора. Они приглашают лучших преподавателей из разных стран. Это элитные заведения, где учатся не только китайцы, но и граждане США, Англии, Австралии, Канады и других стран. Обучение платное (5-10 тыс. $), но дело стоит того и желающих больше, чем мест.

Примером такой школы является Shanghai high school, одна из старейших школ в Китае. Шанхайская школа была основана в 1865 году. В 1993 году было образовано международное отделение этой школы, а в 1995 году на базе этой школы создан бакалавриат. Школа производит неизгладимое впечатление: она находится в огромном по размеру кампусе с замечательным парком и полным комплектом спортивных сооружений. 

В школе есть цифровые лаборатории по биологии, экологии, химии, физике, при проведении лабораторных исследований используются нанотехнологии. Кабинеты рассчитаны на 40 учащихся (против обычных для Китая 60-62). Китайские ученики учатся в Шанхайской школе в 10-12 классе, а иностранные ученики с 9 лет, то есть с 4-го класса.

Всего в школе 3200 учеников, из них 1200 китайцев и две тысячи иностранцев. Для них построены отдельные корпуса. Всего два профиля специализации - точные и химико-биологические науки. Специализация длится один год, в 12-м классе.

С учениками работает три группы специалистов - университетские ученые, педагоги, психологи. Педагогическая нагрузка составляет 18 часов, в то время как в обычной школе - 12 часов. 20% выпускников едут учиться за границу, в престижные университеты США. Все образование в Шанхайской школе платное. Преподавание в школе осуществляется на английском языке. 

В школе есть музей, материалы которого рассказывают о выпускниках. Среди них немало видных государственных деятелей, ученых - людей, которыми гордится страна. Вместе с тем многие выпускники школы поступают в престижные университеты в других странах, и это тоже предмет гордости школы.

Особую роль играет ЕГЭ. В Китае он проводится с 1-го класса. По результатам единого экзамена проводится "микширование" групп внутри классов: выделяются "элитная" и "слабая" группы, а в старших классах - группы, склонные к специализации в тех или иныхобластях. Это деление на группы позволяет выявлять наиболее талантливых детей, которые продолжают обучение в "супершколах". В старших классах во всех школах - 40-часовая рабочая неделя (8 уроков ежедневно).

ЕГЭ позволяет также отделить тех, кто достаточно успешен для обучения в старшей школе. Те, кто после 9-го класса не набрал достаточно баллов для поступления в старшую школу, получают возможность сделать это еще раз после службы в армии. 

shigeru-ban-paper-tube-schools-china.jpg

Особую роль в работе с одаренными детьми играет дополнительное образование. При каждой школе создаются кружки, позволяющие развивать разичные типы одаренности.

Несмотря на то, что китайское образование пока уступает по качеству образованию лучших мировых образовательных центров, все больше хороших студентов едут туда. А ведь не секрет, что рейтинг университета определяется не только уровнем профессуры, но и качеством подготовки студентов. И в этом тактика, выбранная КНР, уже дает свои плоды. Уровень китайских вузов выше, что поднимает престиж страны. Немало способствуют этому и регулярные победы китайских школьников на международных олимпиадах.

 

Зарубежный опыт работы с одаренными детьми 1 - 4 из 4
Начало | Пред. | 1 | След. | Конец Все

Календарь мероприятий

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1


Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Яндекс.Метрика
© Государственное автономное образовательное учреждение «Архангельский областной институт открытого образования»