Зарубежный опыт профессиональной переподготовки педагогических кадров

Что такое Всероссийская олимпиада школьников

Всероссийский конкурс "Живая классика"

Всероссийская школьная летопись



Зарубежный опыт профессиональной переподготовки педагогических кадров

Германия

В Германии Weiterbildung (повышение квалификации), согласно определению, данному Немецким ученым советом (Deutscher Bildungsrat), трактуется следующим образом: 

«Повышение квалификации — это продолжение или возобновление организованного учения после окончания высшего учебного заведения».

В законе четко разводятся понятия «Weiterbildung» (повышение квалификации) и «Ausbildung» (подготовка). Разработка законодательства, создание образовательных систем и управление являются главным образом прерогативой и ответственностью отдельных земель в Германии. В тоже время федеральное правительство регулирует профессиональную подготовку и принимает рамочное законодательства об общих принципах высшего образования и послевузовского образования.

Федеральный институт профессионального образования (BIBB) пользуется в Германии и во всем мире славой центра компетентности в области профессионального обучения. Своими исследованиями, разработками и консультациями BIBB способствует инновациям в области профессионального образования и готовит концепции на будущее. Поддержку подготовки школьных руководителей осуществляет целый ряд организаций: Всеобщий союз руководителей школ Германии, Немецкое общество управления образованием, Общество содействия педагогическим исследованиям.

Организация повышения квалификации учителей не является задачей федерального правительства. Повышение квалификации учителей организуется в институтах повышения квалификации и центрах модерации. В некоторых землях возможно повышение квалификации с использованием медийных средств.

Законы о подготовке учителей юридически закрепляют право педагогов на повышение квалификации и определяют его территориальную структуру. В большинстве земель (в 11 из 16) имеются законодательства об учебном отпуске. Они предусматривают некоторое количество оплачиваемых, свободных для учебы дней.

Во всех шестнадцати землях Германии необходимость повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров в настоящее время предусмотрена законом. Министерства образования и культуры земель предпринимают все необходимое для последовательного усовершенствования педагогов всех уровней.

Повышение квалификации учителей в Германии осуществляется на базе институтов повышения квалификации, которые имеются в каждой федеральной земле. Такая региональная структура обеспечивает четкую адресность и обратную связь, позволяющую корректировать работу института повышения квалификации. 

Важным представляется принцип децентрализации, согласно которому каждая школа ежегодно представляет план мероприятий по повышению квалификации в окружную администрацию. В Германии повышение квалификации педагогов организуется на уровне федеральной земли и административного округа, и в то же время децентрализовано — максимально приближено к школе. Разделение на небольшие округа должно способствовать реализации потребностей образовательного учреждения в развитии и повышении квалификации педагогов. В связи с этим окружным правительствам рекомендовано активнее переходить к делению административных округов на подрегионы. Цель такого деления состоит в обеспечении бóльшему количеству педагогов участия в мероприятиях по повышению квалификации как можно ближе к месту их работы и проживания. Подобное размещение центров модерации сокращает дополнительные расходы, способствует более экономному использованию ресурсов, а создание сети опорных пунктов на местах, их специализация позволяют достигать оптимальных результатов. 

Вторым по уровню значимости является окружное правительство. Направления его деятельности в области повышения квалификации многообразны: создание региональных групп модераторов, осуществляющих повышение квалификации педагогов, выработка рекомендаций в выборе направления повышения квалификации учителей и руководителей школ, корректировка тематики модераторских семинаров, составление списков вновь назначенных руководителей школ. Правительство округа контролирует и сам процесс повышения квалификации, осуществляет систематическую оценку, рефлексию занятий, отслеживает удовлетворенность участников модерации учебными семинарами, изучает потребности педагогов и руководителей в повышении квалификации, а также отвечает за подготовку модераторов и формирование резерва модераторского корпуса. 

Школа как компонент системы образования и составная часть системы повышения квалификации имеет сегодня бóльшее влияние на ее развитие, чем ранее. Школа является опорным пунктом, на базе которого проводится повышение квалификации педагогов, земельного значения. Однако школа опорный пункт и для специальных региональных мероприятий местного значения, проводимых по просьбе окружных правительств или школьных учреждений. В качестве базовых учреждений могут быть выбраны школы, которые занимаются решением той или иной методической или управленческой проблемы, используя нетрадиционные формы, приемы и методы. Выбор их определяется региональными условиями, прежде всего, количеством учителей, школ и местом расположения, содержанием мероприятия по повышению квалификации. Это, например, занятия по повышению квалификации по направлениям: новые технологии обучения, физика, химия, техника, что требует хорошего оснащения помещения, где будет проводиться занятие. В таких случаях хорошее оснащение учебных семинаров служит критерием для выбора базы для проведения мероприятий. 

При проведении модераторских семинаров для руководителей школ, как правило, выбираются учебные заведения, где эффективно решаются проблемы управления: разработка и реализация программы развития школы, управление качеством обучения, внедрение проектного обучения и др. Тренировочная активность учителей стала увеличиваться с тех пор как позволяют набирать модули дополнительных квалификаций. Удостоверение в освоении модулей может получить и учитель, участник проекта LeaNet.

Великобритания

В Великобритании еще несколько десятков лет назад система повышения учительской квалификации практически отсутствовала. Учитель должен был самостоятельно находить способы повышения квалификации, все курсы были платными. В период широкомасштабных школьных реформ центральные власти приняли решение финансировать из государственного бюджета

В стране вводится система грантов, присуждать которые от имени правительства поручается Комиссии по профессиональной подготовке. В соответствии с грантовой схемой правительство финансирует не все программы повышения квалификации, а только те, которые выдержали конкурс на предмет соответствия национальным приоритетам. Грантовый подход не применяется для субсидирования программ, разработанных на основе региональных рекомендаций. 

Заинтересованные в правительственных ресурсах, а также в эффективном использовании своих собственных, органы управления образованием на местах вынуждены предъявлять более высокие требования к традиционным поставщикам образовательной продукции. Провайдеры, лишенные гарантированного финансирования, вынуждены конкурировать между собой за право получить средства на разработку и проведение программ повышения квалификации уже непосредственно в школах. Этот подход с незначительными модификациями сохранился до сегодняшнего дня и известен под названием School Improvement Grant Programme (грантовая программа, направленная на улучшение работы школы). 

Шагом вперед является также рост консультационных услуг для школьных педагогов. Чтобы отвечать требованиям отделов образования и выходить на рынок с предложениями, за которые готовы платить, вузам приходится расширять практику изучения и анализа потребностей и запросов образовательных учреждений и внедрять систему образовательного маркетинга. В дальнейшем рыночные тенденции в повышении квалификации учителей усиливаются. Согласно Закону о реформе образования, школы получают право выйти из-под опеки местных отделов образования и, объединившись в ассоциации, сформировать свой собственный бюджет. Это позволяет школам самостоятельно и без посредников в лице отделов образования заключать контракты со всеми поставщиками образовательных программ. Такой подход еще более усиливает конкуренцию среди вузов, а значит, активизирует их поиски в области повышения качества программ профессионального роста.

Правительство разрабатывает новый подход к оценке эффективности программ повышения квалификации. Задачей введения этого подхода является принятие обоснованных решений на основе идентификации взаимосвязи между количественными, качественными и стоимостными показателями. Эта система предусматривает отчетность местных отделов образования и школ за качество программ повышения квалификации. 

Интегральным показателем качества становится более высокий уровень образования учащихся школ, учителя которых принимают участие в программах обучения. С 2005 г., согласно новым решениям правительства, повышение квалификации учителей контролируется агентством — Training and Development Agency for Schools (TDA). 

Кроме того, в Великобритании существует Национальный центр развития подготовки 43 школьных управленцев (NDCSMT), в задачу которого входит анализ существующих в данной области проблем и разработка соответствующих рекомендаций по подготовке управленцев. Если программы повышения квалификации не связаны с производительностью школы, учителя вынуждены самостоятельно оплачивать обучение по таким программам. 

В последние годы в Великобритании обозначилась тенденция к разработке более гибкой концепции оказания помощи учителям, желающим получить новую или смежную специальность. С целью стимулирования интереса к непрерывному педагогическому образованию, а также повышения ответственности учителя и школы за результаты своего труда Министерство образования и науки создало Управление стандартами в образовании OFSTED. 

OFSTED публикует статистический и аналитический отчет под названием Стандарты и качество в образовании. Материалы содержат оценку работы школ и рекомендации для администрации образовательных округов по изучению эффективности работы учителя и школы, повышения их квалификации. 

В настоящее время в Великобритании разработаны пятиуровневые программы повышения квалификации, которые соответствуют уровням квалификаций учителей: новичок — продвинутый молодой учитель — специалист — знаток —эксперт. Данный реестр заложен в Национальном учебном плане и осуществляется практически повсеместно. Выбор программ продолжения профессиональной разработки может зависеть от утвержденного тренировочного плана, созданного, чтобы соответствовать образовательным приоритетам центральных властей в терминах компетентности учителя и квалификации. 

Тренировочные планы могут также разрабатываться в школе или на уровне местной общины, кроме того, учитель утверждает свой план профессионального развития. Правила составления и утверждения тренировочных планов в различных графствах страны могут иметь некоторые отличия. В настоящее время учитель ежегодно согласовывает с директором или руководителем группы свои цели («плановые показатели») и приоритеты. «Плановые показатели» руководителей должны включать аспекты, связанные с руководством и управлением, и показатели успеваемости учеников. Цели учителей должны включать аспекты, связанные с профессиональным развитием и совершенствованием их преподавательского мастерства, и показатели достижений учеников. В конце года результаты сравниваются с поставленными ранее целями. Таким образом вводится «портфельная система» повышения квалификации учителя с определенными кредитными единицами.

Дания

В Дании учителя относятся к государственным служащим и по закону они обязаны регулярно проходить переподготовку. Где и как — выбор учителя, но он обязан представить документ о повышении квалификации. Зачастую учителя сами оплачивают свое обучение и даже тратят на него часть отпуска.

В настоящее время в Дании начинают испытывать нехватку учителей, поэтому были разработаны варианты долгосрочных курсов, которые позволяют специалистам других профессий получить квалификацию учителя. 

Для молодых учителей существует возможность повышения квалификации по программе развития карьеры с системой накопительных кредитов и руководством менторов. В этом случае учительские семинарии (четырехгодичные высшие учебные заведения — 32 семинарии) и педагогические университеты представляют информационные пакеты с описаниями академических целей, содержания, преподавания и структуры программ дополнительного профессионального образования со специальной шкалой подсчета кредитов. 

___

В целом анализ программ профессионального педагогического образования в различных странах позволяет отметить, что для них характерны три ключевых момента:

  1. получение профессии учителя в соответствии со стандартами учительской профессии;

  2. поддержание или повышение уровня профессиональной подготовки средствами обучения и профессионального развития учителей;

  3. последующая проверка приобретенной профессиональной компетенции с применением различных механизмов оценки и обратной связи (валидализация обучения).

Программы дополнительного профессионального образования могут способствовать решению этих ключевых задач профессиональной подготовки учителей, однако, характер этих программ, их соответствие уровням национальных профессиональных квалификаций может быть различным, как и различной может быть их кодификация. 

Ввиду этого в международных справочниках их кодифицируют чаще всего в общей группе программ —«Continuing Education» и определяют как программы образования, предоставляемые в рамках каждого уровня профессионального образования за рамками основных (базовых) образовательных программ. Программы повышения квалификации чаще всего связывают с понятием «Training Education».

Казахстан

В Казахстане создано 20 центров по работе с одаренными детьми и талантливой молодежью «Nazarbayev intellectual schools», многие из которых направлены на углубленное изучение таких предметных областей как физика, математика, химия, биология и т.д. Интеллектуальные школы имеют высококачественное современное оснащение, учебные лаборатории, технопарки, площадки для робототехники, библиотеки с обширной базой изданий. На базе некоторых из школ проводится повышение квалификации педагогических кадров. 

Профессиональная переподготовка кадров, отбираемых в штат сотрудников NSI, проводится также на базе Назарбаев Университета. Педагоги регулярно проходят курсы повышения квалификации для совершенствования своих навыков в  таких странах, как  Швейцария, Норвегия, Англия, Италия, Ирландия, Швеция, Сингапур, Россия, Финляндия и др. Регулярно проводятся семинары с участием гостей из всемирно известных университетов и школ для обмена опытом в сфере предоставления качественного образования.


---  

Ссылка на источник: Автономная организация образования «Назарбаев Интеллектуальные школы», сайт Назарбаев Интеллектуальные школы// https://www.nis.edu.kz/ru/schools/nis-ast-mat/, дата обращения: 28.02.2020 г.

Заир-Бек Е.С. Анализ европейских моделей повышения квалификации  учителей как источник развития непрерывного педагогического образования  в педагогическом университете// https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-evropeyskih-modeley-povysheniya-kvalifikatsii-uchiteley-kak-istochnik-razvitiya-nepreryvnogo-pedagogicheskogo-obrazovaniya-v, дата обращения: 28.02.2020 г.

 .


Календарь мероприятий

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1


Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Яндекс.Метрика
© Государственное автономное образовательное учреждение «Архангельский областной институт открытого образования»